Нормативно-правовое регулирование банкротства

Тенденції фондового ринку · 04.08.2011 18:00

В соответствии с Конституцией в Украине признается и действует принцип главенства права. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Все законодательство Украины принимается на основе Конституции и должны отвечать ей. Тщательный анализ отношений финансовой санации, исследования структуры управления определяют особенности развития производственной системы.

Это происходит в неразрывной связи с иерархией правовых норм, которая требует дополнительной градации нормативных актов по степени их влияния на систему отношений, уровню согласованности с другими правовыми нормами, длительности действия во времени и глубины последствий, которые достигаются.

Нормативно-правовые акты органов централизованной исполнительной власти, и самоуправления регионального выдаются в разных формах (решения, распоряжения, приказы, разъяснения, письма и т.д.) и содержат правовые нормы, что не должны противоречить содержанию законодательных актов страны. Применение противозаконных или противоречивых норм создает угрозу экономическим интересам других субъектов отношений финансовой санации и банкротства, потому может вызывать с их стороны соответствующие действия, что ведет к возникновению проблем или конфликтам в отношениях.

Поскольку законодательство Украины по вопросам банкротства динамически формируется и обновляется, предыдущим этапом изучения банкротства в каждом случае становится анализ нормативных требований относительно их соответствия закона, согласованности меджу ними, выявление противоречий и тому подобное. Законодательством относительно санации и банкротства считается совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют этот сектор общественных отношений и определяют своеобразные правила игры (правовое поле) для субъектов отношений.

Нормативную базу, которая регулирует вопрос банкротства сгруппировала компания "Консультант-плюс", купить консультант плюс базу регулирования можно по адресу: http://www.aton-c.

23 раздел Хозяйственного кодекса Украины содержит основные позиции относительно процедуры признания предприятия банкротом в статьях 209-215.

В Хозяйственном кодексе содержатся лишь общие подходы, которые применяются к должнику-банкроту в хозяйственном комплексе региона. Более подробные нормы и правила поведения субъектов отношений финансовой санации и банкротства содержит специальное законодательство Украины.

В качестве основного законодательного акта из финансовой санации выступает закон о возобновлении платежеспособности предприятия или признания его банкротом", который стал новой редакцией Закона "О банкротстве". Примечательно, что за короткий срок экономических трансформаций это уже вторая редакция Закона, которая претерпела существенные изменения, и непрерывно обновляется сегодня.

Этот факт подтверждает еще раз сложность и неоднозначность социально-экономического явления банкротства в хозяйственном комплексе, настраивает специалистов на тщательное и взвешенное использование предоставленных полномочий в управлении финансовой санацией предприятия.

Закон содержит 7 разделов:

1. Общие положения (5 статей).

2. Ведение по делам о банкротстве (16 статей).

3. Ликвидационная процедура (11 статей).

4. Мировое соглашение (5 статей).

5. Прекращение проводжения по делу о банкротстве (1 статья).

6. Особенности банкротства разных категорий субъектов (13 статей).

7. Заключительные положения.

Изменение отдельных нормативных требований или целых разделов закона отражает практику и опыт осознания механизмов финансовой санации в структуре производственных сил страны.

Пошаговые действия субъектов управления регламентированы в специальных законодательных актах. Например, ЗУ "О налогообложении прибыли предприятий", "О банках и банковской деятельности", "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", "О ценных бумагах и фондовом рынке" определяют особенности управления хозяйственной деятельностью отраслевых субъектов, в частности, в режиме финансовой санации.

Закон Украины "Об аудиторской деятельности" и другие регламентируют отдельные управленческие действия или процедуры по поводу финансового оздоровления предприятия. На этапе согласования решений относительно банкрота субъекты выполняют управленческие функции и электронную сдачу отчетности.

Криминальный кодекс Украины в Разделе "Преступления против собственности" содержит несколько статей, которые непосредственно относятся к банкротству субъекта ведения хозяйства, в частности статьи 218-221.

Для выяснения отдельных аспектов банкротства используется судебная практика, комментарии судебных и исполнительных органов, публикации специалистов по этим вопросам. Перечень нормативных документов нельзя считать исчерпывающим, поскольку законодательные акты постоянно пополняются, видоизменяются, обновляются.

Современный специалист должен оперативно ориентироваться в огромном количестве нормативов, положений, разных инструкций и рекомендаций по поводу банкротства для того, чтобы интегрально оценивать фактическое состояние субъекта в ходе финансовой санации, осознавать общественную потребность в оздоровительных мероприятиях. На таких принципах строится управление предприятием-банкротом, поиск путей выхода из финансовых затруднений. В качестве важного сектора также выступают законодательные акты по вопросам приватизации, иностранных инвестиций, отраслевые нормы и стандарты деятельности.

Существующие в обществе нормативно-правовые требования рассматриваются в их подчиненности согласно иерархии правовых актов. При этом количество правовых норм, которые содержатся в разных документах, существенно отличается.

Для применения управленческих мероприятий со стороны одного из субъектов нужны не только финансово-экономические требования относительно банкрота или его имущества. Наиболее важными в современных условиях оказываются умения управлять сложными отношениями, решать многофакторные задачи управления, придерживаться требований и согласований, которые были сделаны раньше. Это предоставляет устоявшийся характер процессу управления финансовой санацией предприятия.