Развал СССР. 1991 год. Аэропорт "Борисполь". (Инвестгазета)

Тенденції ринку інвестиційних послуг

Развал СССР. 1991 год. Аэропорт "Борисполь". Шестнадцатилетний Максим Левченко вместе с родителями в ожидании своего рейса. Семья навсегда покидает родной Киев в поисках лучшей жизни в США. Тогда Макс даже не представлял, что его ждет впереди. Но судьба ему улыбнется. Уже через несколько лет он вместе с тремя товарищами разработает продукт, который сделает его знаменитым и принесет немалые деньги. Система платежей через интернет PayPal, созданная в 1998 году, сегодня пользуется популярностью во всем мире. В октябре 2002 года этот стартап (новосозданная компания, строящая свой бизнес на основе инновационных технологий) был приобретен eBay Inc. за $1,5 млрд. Теперь экс-украинца называют Макс Левчин, он еще пишет фантастику и вкладывает деньги в инновационные проекты.

Как правило, все лучшие идеи, рожденные в головах украинцев, вывозятся за пределы страны иностранными инвесторами. Впрочем, попытки взрастить ИТ-проекты в Украине также делались. По подсчетам экспертов, в нашей стране разработано около 100 проектов, из которых едва ли половина заслуживает внимания, и есть около двух десятков венчурных фондов, которые уже вложили или готовы вложить свои деньги в стартапы. За 10 лет, по самым оптимистичным оценкам, в отечественные ИТ-проекты инвестировано не более $30 млн.

В то же время у наших северных соседей дела идут куда лучше. Два российских проекта в 2008 году даже вошли в топ-20 лучших стартапов мира. К примеру, "Яндекс" был оценен в $3 млрд. (6-е место), "Озон" - в $450 млн. (18-е место). А недавно правительство РФ приняло решение создать свою Силиконовую долину в Подмосковье.

Украинским разработчикам пока остается только мечтать о таких инициативах. Вот пять примеров компаний, для которых зарабатывать на сырье или близости к власти показалось слишком скучным и мало увлекательным занятием. У каждой - своя история. Объединяет их одно - напористость в конвертации перспективной идеи в звонкую монету.

В начале 2000-х компания, специализирующаяся на разработке программных продуктов под заказ, выполняла проект, посвященный CRM. "В процессе выполнения заказа мы увидели нишу, которую могли закрыть", - вспоминает Влад Воскресенский, исполнительный директор InvisibleCRM. Так родилась идея создания программ, позволяющих автоматически переносить данные из рабочих пользовательских программ в CRM-систему. Сначала были написаны продукты для собственного пользования, но идея обещала решать острые проблемы других и при этом генерировать доход. Так в 2005 году направление деятельности, отвечающее за развитие CRM, стало самостоятельным. Первичные инвестиции нашлись внутри компании, причем составили довольно кругленькую сумму - около $300-400 тыс.

Прошел год. Разработку повезли на выставку в США. Она вызвала повышенный интерес аналитиков и потенциальных покупателей из многих стран, что стало доказательством того, что идея может развиваться глобально. "Мы решили двигаться быстрее и направились за инвестициями в Силиконовую долину", - вспоминает Воскресенский. Но там компания была так же неизвестна, как и Украина, страна ее происхождения. Как говорят в "долине", все, что дальше 50 миль, не представляет интереса для инвестирования. В результате интерес к проекту привлечь удалось, а вот деньги - нет. Решили искать финансирование на постсоветском пространстве. Профильный инвестор нашелся в Эстонии. Он вложил средства сам и привел еще одного инвестора. Часть денег на развитие стартапа удалось выручить от продажи основного направления бизнеса. В целом в 2006 году создатели InvisibleCRM сумели привлечь более $1,5 млн. Половина суммы была потрачена на усовершенствование технологии, а вторая часть ушла на открытие офиса в Силиконовой долине. "Я уехал в Америку, полгода работал один, затем нанял еще двух американцев", - говорит Влад Воскресенский. Сегодня компанию в "долине" продвигают пять человек. Их задача состоит не только в построении имиджа, но и в поиске покупателей продукции. Еще 30 сотрудников в Украине и семь в России занимаются разработкой продукта. Когда компания наберет достаточную капитализацию, а мультипликатор будет составлять не менее 4-х, она будет продана. По крайней мере, на это рассчитывают ее создатели. "Сейчас мы развиваемся эволюционным путем. Но через год-два нужны будут дополнительные вливания", - прогнозирует Воскресенский.

В 2006 году идея распознавания лиц для видеопоиска была нова и перспективна. Но интерес к украинским компаниям в то время едва начинал проявляться. Именно тогда житель Нью-Йорка украинского происхождения Юрий Фрайман, опытный в данной сфере инвестор, рискнул вложить свои деньги в компанию Viewdl. Его примеру последовали другие. В итоге пул из семерых лиц принес основателям Viewdl $1,5 млн. Этих денег хватило, чтобы поставить компанию на ноги. Через год вопрос о внешнем инвестировании встал вновь. Деньги нужны были для усовершенствования технологии и развития бизнеса, а именно - поиска клиентов. И вновь за деньгами направились в США. На то время компания уже наладила в Украине работу подразделения, отвечающего за развитие продукта, а менеджмент, инвесторы и сбыт находились в Калифорнии.

Такой подход построения стартапа типичен для нашей страны. "Мы готовились потратить много времени на поиски, однако нашли инвестора всего за три месяца", - вспоминает Лоран Жиль, генеральный директор компании Viewdl. К слову, сегодня офис компании находится в Силиконовой долине, а руководит бизнесом опытный наемный топ-менеджер. Помогли успехи на международных мероприятиях: звание лучшего стартапа 2008 года на европейской конференции Plugg в Бельгии и победа на Le Web. Среди партнеров компании числится и агентство Reuters. В результате в 2008 году поступили инвестиции в объеме $2,5 млн., позже нашлись еще три инвестора, которые готовы вложить $4,5 млн. Эти деньги Viewdl получит только в нынешнем году и потратит на разработку продукта. Значительные вливания сделал один из партнеров Viewdl - крупная высокотехнологичная компания по производству процессоров, и случай этот - уникальный. Производители, как правило, не делают венчурных инвестиций. "За три года работы мы девять раз могли стать банкротами. Ведь когда подходило время выплат, на счетах компании не было ни копейки. Но каждый раз мы выходили из положения и шли дальше", - рассказал Лоран Жиль. Ожидания стратегического инвестора - получить денег в пять раз больше, чем было вложено. "Украина - место создания инноваций и технологий в самых сложных ее областях. И эти инновации признаются лучшими инвесторами мира. И мы инвестируем в Украину, ведь компания была создана здесь", - философствует г-н Жиль. "Инвесторы, проснитесь!", - призывает он.

Непрерывный поток электронной почты досаждает многим. Если письма приходят десятками и даже сотнями, выделить из них наиболее важные очень сложно. Решить проблему поступления корреспонденции и приоретизации писем взялись в компании SenderOK. А поскольку здесь уже "рос" один проект - web-CEO, ее создатели разглядели еще одну возможность проявить себя в венчурном бизнесе. Чтобы поставить компанию на ноги, понадобилось $500 тыс. Деньги нашлись у соучредителей: основанный в 2001 году проект web-CEO - программа продвижения веб-сайта в интернете - очень быстро оказался доходным. В 2001 году в его раскрутку было вложено $60 тыс., которые инвестировали сами соучредители. Деньги вернулись уже через год. С тех пор проект приносит стабильную прибыль. Программа быстро стала популярной в мире. "Нам постоянно поступают предложения о продаже web-CEO, но еще не время", - говорит Виктор Татаров, генеральный директор компании SenderOK.

Теперь оба детища, и web-CEO, и SenderOK, над которыми работают 60 специалистов в херсонском офисе, "растят" для продажи. SenderOK пока не приносит доход, но в июле стартуют массовые продажи, которые покажут, насколько успешно работает технология, а уже через год можно будет говорить о продаже проекта. "Денег у нас достаточно. Мы нуждаемся в компетенции инвестора и в его клиентах, которые необходимы для дальнейшей продажи проекта", - делится мыслями Татаров и говорит о готовности взять подходящего инвестора в долю, отдав 20% за $10 млн. А после продажи обоих разработок нынешняя команда займется развитием новых.

Продвижением бизнес-мероприятий, выставок и конференций в сети интернет "ЭкспоПромо Груп" занималась с 2002 года. За пять лет работы компания обросла партнерами в лице выставочных компаний, список контактов расширялся и приобретал интернациональне черты. Возникла идея автоматизировать процесс продвижения выставочных мероприятий в сети. Так родился стартап, который, в отличие от основного направления деятельности компании, обслуживающего отечественный рынок, был рассчитан на предоставление услуг во всем мире. В создание прототипа и первой рабочей версии собственники "ЭкспоПромо Груп" вложили около $40 тыс. личных средств. Но не все шло гладко. "Как и любой стартап, передавая часть работ на аутсорсинг, мы столкнулись с проблемой некачественного исполнения некоторых субпрограмм", - вспоминает Геннадий Нетяга, директор "ЭкспоПромо Груп". Весь 2007 год ушел на устранение недочетов. Параллельно искали деньги на развитие. Однако попытки привлечь внешнее финансирование не увенчались успехом. "Команда разработчиков находилась в Украине. Среди инвесторов на внешних рынках это не приветствуется. А венчурные фонды только начинают приходить в страну", - говорит Геннадий Нетяга. Поскольку сумма требовалась небольшая - $150 тыс., она отыскалась опять-таки внутри компании. Выручал основной бизнес. Деньги пошли на работы на внешних рынках и маркетинг. Кризисный 2009 год прошел для компании под знаком успеха. Проект стал доходным, и несколько венчурных фондов заинтересовались сотрудничеством с ней. В 2010-м "ЭкспоПромо Груп" собирается привлечь внешнее финансирование. На этот раз компания надеется, что бизнес в Украине не покажется международному венчурному фонду таким далеким. Тем более что еще в 2006 году "ЭкспоПромо Груп" открыла главный офис в Лондоне - центре выставочной отрасли.

О том, как соединить опыт на рынке недвижимости с возможностями интернета, знает Максим Школьник, исполнительный директор компании "Адрес". "Соединить оффлайн-составляющую бизнеса по недвижимости и возможности интернета казалось мне заманчивой идеей. Я видел решение в организации интернет-проекта, в основу которого будет заложено несколько бизнес-моделей", - рассказывает он. Основная идея - информационные сервисы сети для покупки, продажи и аренды недвижимости, работа с агентствами недвижимости. В основу проекта заложено несколько бизнес-моделей, позволяющих привлечь денежные потоки. В 2004 году Максим Школьник приобрел большую квартиру в центре Киева за $240 тыс. А уже через неделю ему предложили за нее $290 тыс. "Я думал недолго", - вспоминает он. Ведь всего за несколько дней он заработал $50 тыс. Затем было еще несколько таких же удачных сделок. Осуществить идею не помешал даже кризис, существенно задевший сектор недвижимости. Компания "Адрес" была зарегистрирована в феврале 2009 года. Для старта хватило собственных $40 тыс. На этих деньгах "протянули" до лета, а там уже удалось привлечь около $100 тыс. инвестиций, львиная доля которых была потрачена на приобретение портала по недвижимости TopRealty. К концу года удалось убедить два европейских венчурных фонда выделить на развитие проекта $300 тыс. Меньше чем за год компании "Адрес" удалось выйти на точку безубыточности. Первичные инвестиции еще не вернулись, но за три года владельцы надеются, что стартап нарастит капитализацию и будет продан в 2012 году целиком.

Как видно, примеры успешных стартапов встречаются и в Украине. Даже в самом начале становления венчурного бизнеса удачливые проекты сумели привлечь миллионы долларов. Вполне вероятно, что очень скоро ситуация изменится в лучшую сторону, и таким золотым головам, как Максим Левченко, не нужно будет ехать в США, чтобы реализовать свои самые смелые идеи, приносящие миллиарды долларов.

Инвестгазета