Чтобы предоставить клиентам новые возможности, некоторые банки за последний год в корне изменили старые версии системы интернет-банкинга.(Компаньон)

Огляд банківських послуг

ПУМБ, например, вел разработку обновленной версии, основываясь на новой идеологии. "При разработке обновленной версии сервиса "ПУМБ оnline" банк основывался на новой для банковского рынка Украины идеологии: помимо экономии времени и денежных средств на осуществлении банковских операций, дать клиенту возможность получить дополнительный доход там, где его раньше не было, - в Интернете", - констатирует Валерий Пацуй.

Усилия банкиров постепенно находят отклик у клиентов - аудитория пользователей интернет-банкинга постоянно растет, но ее предпочтения пока остаются прежними. "Конечно, лидером среди операций будет пополнение счетов мобильных телефонов. На втором месте - операции, связанные с пополнением карт, на третьем - погашение кредитов", - расставляет клиентские приоритеты Пиотр Качмарек. директор розничного бизнеса Альфа-Банка (Украина). В то же время, по его словам, в последний месяц в банке отмечают весьма позитивный тренд - сейчас на четвертом месте по количеству платежей (причем вплотную к погашению кредитов) находятся платежи по произвольным реквизитам (за садик, школу, перевод другому физическому лицу, оплата услуг и товаров). Если же говорить о суммах, то такие платежи уверенно стоят на втором месте после внутренних операций, а вот объемы пополнений счетов мобильных телефонов -почти в десять раз ниже. К сведению: средний размер пополнения счета мобильного телефона - около 50 грн., а средний платеж по реквизитам пользователя - около 2 тыс. грн.

(причем рост этого показателя налицо). Данное распределение мест касается активного использования интернет-банкинга. Если речь идет о пассивном использовании, то это проверка балансов и выписка по картам, депозитам, кредитам и счетам.
Примечательно, что у интернет-эквайринга, который является конкурентом интернет-банкинга, также неплохо идут дела. Темпы роста покупок во Всемирной паутине практически удваиваются каждый год. При этом средняя сумма покупки в Интернете составляет 80-90 грн. Чаще всего держатели платежных карт совершают в онлайне оплату коммунальных, телекоммуникационных и туристических услуг, а также покупают авиабилеты, музыкальную продукцию и программное обеспечение.

Активное внедрение банкирами различных систем удаленного доступа будет происходить не только с целью снижения издержек, но и для использования в качестве каналов продаж банковских продуктов, которые приносят комиссионный доход. Помимо этого, они могут использоваться для продаж депозитных продуктов. В настоящее время такой канал считается малоэффективным: эффективность продаж через Интернет находится на уровне 5%. Однако в нынешних непростых условиях выбирать особо не из чего, поэтому, несмотря на текущие оценки эффективности интернет-каналов продаж, многие, скорее всего, сделают упор на максимальное смещение операций с наличными существующих клиентов банка (по кредитам, депозитам и проч.) в сторону систем самообслуживания. Это, в свою очередь, должно привести к повышению пропускной способности кассовых узлов, что в итоге увеличит долю комиссионно-образующих операций - оплаты коммунальных платежей, выплаты и приема переводов и др.

Финансисты отмечают, что население Украины, в частности, крупных городов, психологически и технически готово к началу активного использования интернет-банкинга. Залогом роста популярности должна стать возможность его использования как реальной альтернативы физическому отделению банка, когда клиент действительно может не посещать это отделение на регулярной основе. Однако на сегодняшний день это невозможно сделать по ряду причин. Например, реализовать оплату коммунальных услуг через Интернет в национальном масштабе - достаточно сложная задача, так как почти во всех регионах существуют технические особенности при работе банков и коммунальных предприятий. Впрочем, несмотря на это, банки все же работают в данном направлении.

Что касается собратьев интернет-банкинга по дистанционному сегменту - разнообразных устройств самообслуживания (киоски, банкоматы), то их перспективы не выглядят такими же радужными. Банкиры пока не планируют активно расширять их сеть, поскольку, по мнению многих финансистов, сейчас вкладывать в них средства - не самое удачное время. Другое дело эффективное использование этих самых сетей самообслуживания. Вот этим-то банкиры и займутся.

Компаньон